Книга "Записки краеведа"
Ваксман Александр Александрович • Грозный • 1984 год
- 1 -

От автора

В моем личном архиве скопилось много записей, копий некоторых исторических документов и фотографий. Эти материалы лежали на полках без пользы.

Как-то я просматривал свои записи, сделанные мною на общественной лекции «О морали», которую прочитал 7 сентября 1926 года находившийся тогда в Грозном Нарком просвещения А.В. Луначарский, и натолкнулся на слова Анатолия Васильевича о воспитании у молодых людей чувства патриотизма. А.В. Луначарский сослался на высказывание М.И.Калинина о том, что «воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей Родины». Тогда у меня родилась мысль завести в республиканской газете «Грозненский рабочий» рубрику под названием «Мост из прошлого». Уже первый цикл статей вызвал у читателей интерес. От них стали поступать просьбы рассказать о других зданиях, событиях, людях. А в одном письме читатели предложили собрать все статьи в книжку.

В первые годы после окончания Великой Отечественной войны мне, как работнику инспекции государственного архитектурно-строительного контроля, пришлось участвовать в составлении третьего по счету генерального плана реконструкции города Грозного. Предстояло изыскать и подобрать исходные данные для московского института «Гипрогор», который затем должен был составить «опорный план города».
При разработке генерального плана реконструкции города от ее авторов-сотрудников «Гипрогора» требовалось по возможности сохранить от сноса и перестройки исторические сооружения и памятные места.

Во время спешной эвакуации Чечено-Ингушского архива и краеведческого музея в 1942 году, когда к Грозному приближался враг, много ценных документов затерялось. Пришлось кропотливо, по крупицам собирать нужный исторический материал в других различных архивах, музеях, библиотеках, опрашивать старожилов. Нельзя было упускать из виду ни одного исторического или архитектурного сооружения, памятного места, связанных с революционными событиями, с гражданской и Отечественной войнами, а также с пребыванием в крепости «Грозная» сосланных в «теплую Сибирь» многих декабристов, бывавших в нашем городе великих людей (Л.Н. Толстого, М.Ю.Лермонтова, А.С. Грибоедова, А.И. Полежаева, А.А. Бестужева-Марлинского), выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства.



Часто грозненцы задают вопрос, почему так неудачно расположен город. Действительно, большая часть территории Грозного с его центром очутилась как бы во впадине, образуемой скрещением в этом месте трех долин –Алхан-Чуртской, Сунженской и Ханкальско-Аргунской. Место это историческое. По Алханчуртской долине с севера на запад проходила древняя Черкасская дорога, которая связывала Черное море с Каспийским- Крым с Дагестаном и Персией. Здесь, у «османова перевоза» (ныне территория сквера им. М.Ю. Лермонтова), Сунжа сильно разливалась, образуя брод. Дорога, пересекая его в этом месте, продолжалась по Ханкальскому ущелью в горы, на перевал и в Дагестан.

В 1818 году на этом стратегическом узле не случайно строится крепость «Грозная», которая выросла в город Грозный. История крепости тесно связана с революционной борьбой грозненского пролетариата. Место, где была крепость, стало историческим, на нем сейчас расположен лучший сквер города. Ему посвящен ряд глав книги: «Там, где шумит сегодня сквер», «Смело мы в бой пойдем» и др.

В декабре 1869 года по старому стилю крепость «Грозная» с двумя образовавшимися на ней слободками переименовывается в город Грозный. В это время в городе проживали четыре тысячи человек. На весь город имелись две начальные школы на136 учащихся, 4 церкви и 28 кабаков. Грозный не имел никакого благоустройства, улицы его, немощенные, без освещения, утопали в грязи.

Начиная с 1880 года, резко увеличилась колодцевая добыча нефти, которая переросла в промышленную добычу. О грозненской нефтяной земле заговорили не только в России, но и за рубежом. К Грозному потянулись руки капиталистов и спекулянтов. Нефтеносные земляные участки скупались и перепродавались втридорога, началась хищническая добыча «черного золота». Население города увеличилось более чем в четыре раза. В поисках работы и хлеба, прослышав о новом промышленном районе, в Грозный стихийно хлынули крестьяне из голодающих губерний центральной России.

Местная пресса писала о этом так: «Переселенцы прибывают в Грозный целыми семьями и во всякое время года. Обыкновенно это бедняки, одетые в лохмотья. Безысходная нужда выжила их из России». На всех в нефтепромышленности места не хватало, безработные нищенствовали, за кусок хлеба шли на любую работу, чем немедленно воспользовались мелкие дельцы. Используя почти даровую рабочую силу, они стали открывать различные небольшие предприятия, называя их заводами. К 1893 году таких заводиков в городе насчитывалось уже 65.

Наиболее жестокой эксплуатацией переселенцев отличался барон Штенгель. Соорудив на обрывистом берегу Сунжи примитивные напольные печи, он, не вкладывая в дело больше ни копейки, приступил к изготовлению кирпича. Все процессы производились только вручную. Лопатами на берегу разрабатывалась глина, ногами мяли ее, руками прессовали кирпич в формы, на себе носили кирпич-сырец на ток и в печь. За такой изнурительный 12-часовой день барон переселенцам-мужчинам платил 25 копеек, женщинам - 20, подросткам - 10 копеек. Рабочие его жили тут же, вблизи печей, в берлогах, вырытых на берегу реки Сунжи.
Так зародился в восточной части города жилой район с официально присвоенным ему городской управой именем Бароновской слободки. Среди них, тружеников Старых промыслов и Бароновки, зародилось первое поколение рабочей гвардии нефтяного Грозного. Их потомки, руководимые партией РСДРП, с красными революционными знаменами вступили в жестокие революционные бои и отстояли свое право быть хозяевами родной земли. Главные события этих лет находят в книге отражение при описании отдельных архитектурных сооружений и памятных мест города.

С первых же дней установления в Грозном Советской власти неустанную заботу проявляли Коммунистическая партия и Советское правительство о процветании нашего города.

Подготавливая свою книгу к изданию, я придерживался хронологического порядка исторических событий, старался заложить в свой труд эмоционально-патриотический заряд, который бы смог найти горячий отклик в сердцах юношей и девушек нашего города. Насколько мне это удалось - судить читателю.