"Книга написанная нами"

ПРО ШКОЛУ.

Л.

Я помню пр. Орджоникидзе с трамваями, в которых ездила, пока жила на ул. Рабочей, д.16. На проспект выходил большой двор школы №3, а справа к нему примыкал многоквартирный дом сталинского образца, внизу которого было ателье. В этом доме жил Евгений Иванович Иванов, комендант вокзала. Жену его звали Ада Васильевна. Кажется, она преподавала кройку и шитьё в Доме Офицеров. Их дочь звали Ириной - она училась в Ленинграде.
Во дворе этого дома был детсад, в который ходила я и многие мои одноклассники. На этом проспекте из тех, кого я помню, жили Витя Тебель, Ира Смольякова, Ира Мельниченко, Белла Кравцова, Софа Гаас и Боря Зайчик. Школьный двор, где имели место переклички, уроки физкультуры, соревнования, горы металлолома, мне всю жизнь снился - в последние годы что-то перестал. Когда-то школьный двор был за оградой - потом её убрали со стороны проспекта. Я любила ограды и всегда сожалела, когда их убирали.

Школа №3 располагалась по ул. Комсомольской - очень зелёной. Я помню её с рядами старых ясеней перед домами и на газонах между тротуарами и дорогой. Между деревьями по всей длине улицы к приезду Хрущёва (проезду по ж\д получилось, говорят) посадили на всём протяжении по обе стороны дороги кусты снежноягодника.
Ш-образное здание школы из красного кирпича имело большой балкон над входом. Выход на балкон был из пионерской комнаты, где обыкновенно проходили заседания совета пионерской дружины, а также комсомольской организации. На моей памяти этим балконом никогда не пользовались, никаких речей с него не говорилось. В пионерской комнате большие соединённые столы под сукном убирались перед Новым годом - наряжали большую ёлку. Потолки в здании были высоченные. В фойе школы справа была раздевалка, а слева - музей боевой славы, рядом с раздевалкой столик тёти Ксени - она давала звонки. Центральная лестница вела на второй этаж - по бокам от неё были туалеты, в которых мы переодевались для уроков физкультуры, и рядом с ней выход в школьный двор.
Из длинного коридора на второй этаж вели три достаточно широких лестничных пролёта. В правом крыле была квартира директора школы Нины Яковлевны Зеленской, которая жила при школе почти до 70-х. (Потом её сменила Валентина Александровна Иноземцева.) В левом - буфет. На площадке центральной лестницы между первым и вторым этажом поднимающихся встречала Доска отличников. На втором этаже были кабинеты директора (рядом с пионерской комнатой), завучей (напротив), библиотека - слева, над буфетом.
Со второго этажа на третий вели только боковые лестницы, и потому в центре было большое фойе, где устраивались вечера с танцами. На третьем этаже были кабинеты физики и ботаники\биологии. В последнем у входа на шкафу стоял в банке эмбрион человека, и это тревожило меня. Я всегда помнила о нём, когда проходила мимо. В этом кабинете было много растений и всего интересного. Кабинет химии был покрашен масляной краской с военных времен, когда школа служила госпиталем.
В школе повсюду в коридорах был дубовый паркет. Когда я училась в начальных классах, у каждого класса была своя классная комната. Наша была на 1 этаже слева от входа, и так и учились мы в ней класса до 8-9-го. Для малышей раздевалка была в самом классе - большая длинная вешалка. На стенах висели портреты писателей. Мы все носили с собой сменную обувь. В грязь, перед школой выстраивались очереди к большим металлическим чистилкам обуви и длинным лоханям с водой. Какие-то тряпочки были, которыми мы мыли обувь.
Эту школу я постоянно видела, когда ходила в садик. Иногда нас укладывали спать на большой открытой веранде, которая смотрела на школьный двор. Здание казалось мне очень представительным и сейчас таким кажется. В годы учёбы мне казалось, что оно очень удобно и хорошо спланировано - только рассчитано было, конечно, на меньшее количество учеников. Почти все годы я училась во вторую смену, а однажды их было даже три! Конечно, ни о каких раздевалках для уроков физкультуры не могло быть и речи.
Перед школой мы собирались на праздничные демонстрации. А до них на уроках труда делали цветы из папиросной и "сжатой" (?) бумаги, и флажки. Мы репетировали! Маршировали колонной. Праздник ожидался, накапливался и достигал своего апофеоза, когда мы салютовали перед трибуной.

Не доходя до школы, со стороны вокзала по Комсомольской улице был вход во двор, где был мой садик. Слева был магазин "Продукты", перед которым какая-то бабушка всегда продавала семечки в эмалированной миске. Лет пяти-шести я болела и помню, что она предложила моей бабушке погадать на меня. И та согласилась. Мы пришли к ней на следующий день к этому магазину, она в эту миску из-под семечек налила воды, а потом плавила воск со свечки в эту воду. Содержание гадания я не запомнила.
В помещение садика нужно было подниматься по внешней лестнице, хотя он располагался в жилом доме. В него ходили Витя Тебель, Олег Кривенко, Лена Репина, Зяма Танненбаум...

Валерия Шишкина