110 лет Грозненской нефтяной промышленности


Джафаров Керим Исламович,
доктор технических наук, начальник лаборатории НИИ природных газов и газовых технологий - ВНИИГАЗ.

Джафаров Анар Керимович,
кандидат технических наук, сотрудник ОАО «Гипротрубопровод».

-1-

18 октября 2003 г. исполнилось 110 лет с начала промышленной разработки Грозненских нефтяных промыслов. Дату 6.10.1893 г. необходимо считать днем начала экономического переворота в Терской области. Весной того же года Грозный был соединен железной дорогой с другими центрами страны.

Выходы нефти на поверхность земли на Северном Кавказе были замечены давно на склонах сравнительно невысоких Терского и Сунженского хребтов. Издавна здесь население собирало нефть, которая использовалась для хозяйственных нужд, лечебных и военных целей. Нефтью смазывали оси подвод, лечили людей и животных, сжигали в светильниках и т.п.

Одно из ранних письменных упоминаний о нефти на территории Чечни и Ингушетии относится к XVII веку: "...весной 1653 г. астраханский воевода И.В. Пронский послал в Москву донесение об осаде Сунженского острога дагестанскими и персидскими войсками. Сунженский острог находился тогда у места впадения Сунжи в Терек, в двух верстах от селения Брагуны. В этом документе сообщается, что неприятель пытался использовать подвижной дровяной вал, который в нужный момент должен быть облит нефтью и зажжен".

В начале XVIII века с нефтяными источниками на реках Тереке и Сунже познакомились учёные, обследовавшие Кавказ на предмет поиска целебных вод. В 1718 г. доктор Готлиб Шобер в своём описании горячих источников около реки Терек «Краткое описание о Азийской теплице св. Петра, яже в Астраханском государстве есть» указал, что из "некоторой горы нефть или петролеум вытекает, и никто её не собирает ни же употребляет". В «Описании» есть рисунок местности размером 27 х 192 см (район станицы Червленной - Авт.), выполненный в красках, на котором изображены города, горы, реки и нефтяные источники. Возможно это первая в мире геолого-географическая карта нефтяного месторождения. Рукописный экземпляр трудов Г. Шобера хранится в библиотеке Российской Академии наук в г. Санкт-Петербурге.

О том, что в начале XVIII века постоянно нефтедобыча не велась, т.е. она не была самостоятельным промыслом, сообщается в труде Ивана Кирилова, написанном при Петре I: "Между Щедрина и Червленого городков по другую сторону речки Терек есть колодези нефтяные ... однако ж, на оных промыслу нефтяного не бывает". Более поздние документы свидетельствуют о добыче и употреблении местными жителями нефти из брагунских, червленских и других колодцев. В описи архива Кизлярского коменданта значатся два дела: "О доставке нефти на казачьих каюках" (1743 г.) и "Об отпуске казаков к червленным колодцам для набирания нефти" (1756 г.).

В 1770 г. горячие источники ("теплицы") Чечни по поручению Академии наук обследовал академик И-А. Гюльденштет. Описывая "Павловскую теплицу", находившуюся недалеко от аула Мамакай-Юрт академик писал: "Около 10 вёрст в южную сторону от Павловской теплицы бьёт ... нефтяной ключ из лежащих насупротив теплицы гор в двух местах, расстоянием на 100 шагов; сия так называемая нефть есть черное, густое и дикое горное масло, или горная смола".

В 1818 году неподалёку от Сунженского хребта в излучине реки Сунжи была построена крепость Грозная (с 1870г. город Грозный). Здесь, в "стране между Тереком и Аргуном", в 10...15 верстах от крепости Грозной, вокруг Мамакаевской и Грозненской групп нефтяных источников возникли первые нефтепромыслы, названные позже Старыми. Нефтяные участки перешли в собственность Терского линейного казачьего войска и стали называться войсковыми.

В 1823 г. братья Дубинины - Василий, Герасим и Макар построили на Северном Кавказе (в районе г. Моздока) нефтеперегонный (фотогеновый) завод (см. рис.1), на котором перерабатывали нефть Вознесенского месторождения, расположенного недалеко от крепости Грозной.


Рис.1.
Чертеж нефтеперегонной установки, изобретенной братьями Дубиниными в 1823 г.

А - железный куб; В - медная крышка с трубой; С - деревянный пересек;
D - деревянное ведро; Е - кирпичная печь;
F - топка с поддувалом

1 аршин + 1/3 сажени = 0,711 м


Сырьё в периодическом перегонном кубе для "очищения черной нефти из грубого её состояния в тонкобелую" использовалось достаточно эффективно: " При произведении топки внизу кирпичной печи, устроенной с поддувалом, нефть вытягивается через воду в трубу, в которой очищается и делается белою нефтью и таковой вытекает трубою же в ведро, коей получается из 40 вёдер черной нефти 16 вёдер, а в кубе остаётся за угаром четырёх вёдер 20 вёдер густой чёрной нефти...". В 1830 г. российский химик-минеролог Р.И. Герман (1805...1879), "объезжая Кавказ для исследования свойств минеральных источни-ков... посетил Малую Чечню", и среди прочих описал "нефтяной источник, находящийся в направлении Стараюрта и Мамакайюрта, в 10 верстах от крепости Грозной... Источник даёт в день 20 вёдер нефти, из которой приготовляется, в устроенном близ источника помещении, чистое горное масло. Остающийся от перегонки асфальт тут же употребляется вместо топлива под аппаратами для перегонки"[3]. Эти слова убедительно свидетельствуют о том, что в 20-х годах XIX века, кроме перегонного завода братьев Дубининых около Моздока, существовало и другое предприятие, перерабатывавшее нефть, примерно такой же производительности, близ крепости Грозная.

В шестидесятых годах XIX века откупщик нефтяных промыслов И.М. Мирзоев пригласил в Грозный химика - самоучку бакинца Джевада Меликова, одного из лучших знатоков нефтеперерабатывающего дела, и поручил ему сооружение керосинового завода на промыслах в Грозненской балке. Завод И.М. Мирзоева вступил в строй в 1864г. и перерабатывал ежемесячно 36 тыс. пудов нефти (»20 т/сутки). Перевозили керосин в чинаровых бочках.

По описи, составленной в 1865 году, значилось по дну Грозненской балки и на её восточной стороне 16 колодцев, из коих в 9-ти имелись срубы (см. рис. 2), а в семи по одной порожней бочке для предохранения от засорения обвалами земли.


Рис.2.

Нефтяной колодец
и каменное нефтехранилище в районе крепости Грозная в 1865 г.

(реконструкция)

Суточная добыча колодцев равнялась 13,5 вёдрам. Первые официальные сведения о глубине колодцев на Грозненской группе относятся к 1876 году. В эксплуатации находилось 4 колодца, глубиною первый в 9 саженей, второй - 6, третий в 13 саженей, глубина 4-го не показана. На Мамакаевской группе три колодца глубиною 10...15 аршин, шириною в малую бочку, дающих, средним числом чистой нефти три ведра в сутки.
О количестве колодцев в районе Грозного свидетельствуют следующие данные: 1876г. - 106 шт., 1880г. - 546, 1881г. - 454, 1885г. - 221 штук. В 1888г. нефть добывалась лишь в Грозненской балке, где эксплуатировалось пять колодцев с суточной производительностью в 700 ведер. Нефть из колодцев вычерпывалась кожаными ведрами, посредством примитивного ворота, приводившегося в действие мускульной силой людей. Кожаные ведра называли копами, или капками; это были кожаные мешки 5-ти пудовой емкости на железных обручах с грузиком на одном боку, дававшим копке уклон, необходимый для зачерпывания нефти.

Колодезная добыча нефти в Грозненском районе составляла с 1833 по 1893гг.-3239 тыс. пудов (~51824 тонн) [4]. Нефтяные месторождения: Беноевское, Дылымовское, Чанты-Аргун--ское, Исти-Суйское и другие находились на территориях сельских обществ. Их эксплуатировали жители ближайших селений, добыча в них была совсем незначительной, и точного учёта не велось. В Беное, например, максимальная добыча нефти из 10 колодцев составила в 1869г. 2363 пуда, а через 20 лет, в 1889 году - только 328 пудов. Беноевские нефтяные колодцы располагались по ручью Мехкендатен-Эн, впадающему справа в реку Аксай, приблизительно в одной версте от устья. Колодцы находились в исключительном пользовании жителей хутора Кюренбеной (выселки из аула Беной) и представляли собой восемь ям небольшого размера (максимальный 2х2х4 аршина), местами креплённых деревом, наполненных водой и нефтью. Наблюдалось газирование. Нефть собиралась, главным образом, метёлками, с которых она отжималась в вёдра.

К 1890г. в грозненском регионе разрабатывались следующие нефтяные месторождения: Грозненское, Мамакаевское, Беноевское, Дылымовское, Чанты-Аргунское, Исти-Суйское, Вознесенское, Брагунское и др.

В начале 1893 года нефтяные промыслы в Грозном у прежнего арендатора С.В. Нитабуха купил присяжный поверенный И. А. Ахвердов (1850,Тифлис-06.12.1902, Петербург) в компании с Е. Х. Киреевым и другими лицами. Товарищество Ахвердов и Ко арендовало на 24 года 30 десятин на земле Алхан-Юртовской станицы.

К.И.Тумский пишет: "...в июле 1893г. мы имели возможность ознакомиться с положением грозненского нефтяного дела, благодаря любезности владельца промыслов, г. Ахвердова, управляющего г. Ганкина и техника, инженера Баскакова.
От станции Грозный Петровской ветви Владикавказской железной дороги до нефтяных промыслов (лежащих под 43о22' северной широты и 63о10' восточной долготы) всего один час хорошей езды. Бурение было сдано с подряда буровому мастеру из Баку, Муравьёву. За буровую в 35 саженей при своих трубах, инструментах, машинах и рабочих он должен был получить по условию 11 тыс. рублей. Дальнейшее углубление требует уже новых усилий. Бурение ударно-штан-говое, какое обыкновенно применяется в Баку", (см. рис.3).


Рис.3.
Схема установки штангового ударного бурения

а - долото;
в - ударная штанга;
с - раздвижная часть;
d - подъемная штанга;
е - желонка;
i - шкив;
f - ручка;
g - уравнительное приспособление;
h - балансир;
k - обсадная труба;
l - расширитель

 

 

 

 


Обществом Грозненского нефтяного производства под фирмой "И. А. Ахвердов и Ко" была заложена первая буровая скважина №1 на Алхан-Юртовском (Ермоловском) станичном участке без номера и 28 июня 1893г. начато паровое бурение. Скважина была начата 14-ти дюймовыми трубами. Ниже 47 саженей стали появляться вода и нефтяные газы, а с глубины 61,5 саженей, из караганского песчаника, 6 октября 1893г. эта скважина дала фонтан нефти плотностью 0,907г/см3. "Фонтан, успокоившись, бил на 10 саженей выше устья труб, с некоторыми перерывами...". Из скважины №1, эксплуатировавшейся до 1902г. было добыто около 81 тыс. тонн нефти. Скважина, пробуренная на Старых промыслах под руководством горного инженера Л. И. Баскакова мастером Н. П. Муравьёвым, положила начало Грозненской нефтяной промышленности. 17 ноября 1968г. над скважиной №1/1 на 17 участке Старых промыслов был сооружен памятный обелиск. Заслуги горного инженера Льва Ивановича Баскакова, вынесшего на своих плечах начало Грозненской нефтепромышленности, мало изучены и недостаточно оценены.

Бакинские нефтяные деятели всячески препятствовали развитию грозненского нефтяного дела, справедливо находя его конкурентом Бакинской нефтепромышленности. Когда из скважины №1 ударил фонтан нефти, Л.И. Баскаков дал во Владикавказ телеграмму И.А. Ахвердову с одним словом «ФОНТАНЪ», с тем чтобы на время скрыть от бакинцев столь замечательный успех. Бакинский профессор К.И. Лисенко и инженер А.А. Булгаков и другие в газете «Каспий» в те дни писали, что «далеко ещё то время, чтобы Грозный стал грозным для Баку».